22 мая 2018 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

ТОЧКА В ТЕМЕ НЕ ПОСТАВЛЕНА

10 января 2018 года

Тихий вечер 22 декабря. Зал центра реабилитации детей с ограниченными возможностями «Вера». По русской традиции, новогодняя ёлка в середине пространства, стены украшены рисунками воспитанников, игрушками. Но в тот день здесь собрались люди не на праздник. Хозяйка центра, председатель комиссии по социальной политике Общественной палаты Химок Наталья Никитина, поприветствовала участников круглого стола и задала тон разговору, обозначив проблему.

Достаточно прочесть название темы круглого стола, и сразу станет ясно: Общественную палату волнует один из самых насущных вопросов жизнедеятельности современного общества - вопрос социализации, обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

img

- В нашем округе реализуется серьёзная программа по этому направлению, - сказал, открывая встречу 22 декабря в Центре реабилитации несовершеннолетних «Вера», заместитель председателя Общественной палаты Евгений Твеленев, - одна из программ касается создания доступной среды для инвалидов. Мы постоянно контролируем, как идет работа по оборудованию пандусами входных групп в культурные, социальные учреждения и торговые предприятия, и можем констатировать: сделано много, хотя к нам постоянно поступает информация о том, что где-то еще нет пандусов. Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – в этом направлении в нашем округе есть сдвиги, но надо находить новые пути решения проблемы.

Её насущность подтвердила начальник Управления социальной защиты населения Марина Табунова: - В нашем округе 517 детей имеют статус инвалида, а вот точной цифры, сколько в Химках детей с ограниченными возможностями, нет, потому что не все родители, воспитывающие таких детей, ставят их на учёт. Дети-инвалиды пользуются льготами, в частности, по оплате жилищно-коммунальных услуг, а с 1 января в Московской области установлен дополнительный перечень бесплатных услуг – на это будет выделено 28 млн из областного бюджета. Из него же в минувшем году были выделены деньги на 116 путевок для детей, в частности, для тех, кто находится в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Это был пилотный проект, и он себя оправдал.

img

Лариса Переверзева, заместитель начальника Управления по образованию, посетовала на то, что в школах нет специалистов, которые могли бы со знанием дела работать по проблеме социализации, воспитанию и развитию детей-инвалидов:

- Наши педагоги не проходили специального обучения, так что сейчас приходится коллег переучивать, да и мировоззрение тех, кто готовился учить только здоровых детей, надо менять, особенно это касается тех учителей, которые работают с учениками 3-11 классов, в которых все дети осваивают одинаковые программы, невзирая на то, здоровый ребёнок или инвалид. Нужны тьюторы – они обеспечивают разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и сопровождают процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе.

Лариса Николаевна затронула ещё одну больную тему – дефицит логопедов в школах из-за низкой зарплаты. Она рассказала и об успехах дистанционного образования, которое культивируют коллективы школы № 14 и лицея № 21. Сейчас по этой системе обучаются 15 детей с тяжёлыми заболеваниями. В минувшем учебном году одна из выпускниц лицея № 21, находившаяся на дистанционном обучении, успешно сдала ЕГЭ. В этом году ЕГЭ будет сдавать юноша.

- ЕГЭ для таких детей проходит в отдельном помещении, в котором могут находиться сопровождающие лица, организатор экзамена и ребёнок. Время для выполнения задания увеличено на полтора часа по сравнению с тем, которое предоставляется здоровым детям. То, что работа в школах с детьми-инвалидами идёт успешно, подтверждает и недавнее сообщение о победе ребенка-инвалида из Химок в конкурсе губернатора «Наше Подмосковье».

img

С большим вниманием члены Общественной палаты и присутствовавшие на встрече родители слушали директора начальной школы-детского сада VII вида № 47 Аиды Ойцевой:

- Наше специализированное учебное заведение открылось в 2001 году. Оно полностью укомплектовано педагогами и детьми. Сейчас у нас учатся 110 детей с ограниченными возможностями здоровья. Есть сенсорная комната. Два кабинета для работы педагогов-психологов.

Аида Сергеевна, как и её коллектив, с нетерпением ждёт открытия новой школы VIII вида на Московской улице, 38. Снаружи здание преобразилось: его не узнать - оно стало современным, светлым и радостным. А что внутри?

- Мы большой группой уже не раз посещали эту школу, - поясняет председатель комиссии по образованию Общественной палаты Э. А. Туишева, - поскольку к нам от родителей тех детей, которые будут посещать занятия в этом учебном заведении, поступали сообщения о том, что при реконструкции здания не учтено существенное обстоятельство: здесь будут учиться дети с ограниченными возможностями. Скажу так: готовность здания к сдаче высокая, однако очень много вопросов к проектировщикам и строителям, например, как дети в инвалидных колясках будут подниматься на сцену? Ширина дверных проёмов в туалет – 60 сантиметров. Вызывает недоумение: кому в голову пришло – выложить стены в туалете кафельной плиткой черного цвета? Зачем оставлены пороги при входе в классы? Полы бетонные, холодные. В помещениях не выше 6 градусов по Цельсию. Ступени лестницы на 2-й и 3-й этажи – с острыми краями, и это может привези к травмированию детей.

img

Существенную роль в социализации детей играет медицина, и от её имени на встрече за круглым столом выступила заместитель главного врача ХЦКБ Вера Санникова:

- Дети-инвалиды выделены в диспансерную группу, им часто требуется помощь узких специалистов, а с этим у нас большая проблема. В августе 2017 года образовано отделение по льготному лекарственному обеспечению. С 1 ноября медперсонал переведен на эффективную зарплату. В школах они будут получать по 50 тысяч рублей. На 1 тысячу детей положен 1 врач, в каждом детском учреждении будут работать постоянно по 1 медсестре, а это значит, нам необходимо набрать 57 медсестер, что быстро сделать не реально. Бассейн в спорткомплексе «Родина» оснащён специальным оборудованием для погружения в воду инвалида, но там нет инструктора. Должен открыться бассейн в поликлинике на Парковой улице, 11. Там есть трещина в ванной.

img

Евгений Твеленев резко отреагировал на реплику о том, что в школах только сейчас решается вопрос о том, чтобы там постоянно находились медицинские работники, что раньше якобы не было денег на эти цели:

- Денег не хватало, - сказал он, - это не аргумент, а подпись под собственным бессилием. А если с ребенком, и не только с инвалидом, что-то случилось на занятиях или на перемене, кто оказывает ему профессиональную медицинскую помощь? Ответ: никто.

И такие случаи были, кстати, совсем недавно, в школе № 25 на уроке химии.

На каких принципах живёт и развивается наша великая держава? Естественно, на гуманистических. И это подтверждается субсидированием огромного количества программ, направленных на оздоровление населения, в том числе детского. Вот только все ли они и в какой степени реализуются? Контроль над этими процессами возложен и на общественные организации.

img

В разговоре за круглым столом подняты острые темы, и в их обсуждении точка не поставлена, скорее, многоточие. Можно и нужно следить за тем, как власть последовательно следует принципу: всё лучшее – детям. Этот давний лозунг ничуть не устарел - он в условиях новой социально-политической формации страны обрёл более громкое звучание.

Влад Красноярский. Фото автора

Комментарии (0)