24 ноября 2017 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

СЧАСТЬЕ — ЭТО КОГДА ДЕЛАЕШЬ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО

30 августа 2013 года

Леон Вагаршакович Петросян родился в 1931 году в Баку в бедной рабочей семье, где было трое детей. Однажды ребёнком, увидев самолёт, он был поражён.

В самолётах его интересовало всё: конструкция, скорость, маневренность, и свою жизнь он посвятил работе, связанной с  надёжностью, устойчивостью и прочностью самолётов и космических аппаратов.

В детстве и юности Леон был боевым молодым человеком. Хорошо плавал, нырял с 10-метровой вышки, ходил на руках, удивлял соседнюю ребятню умением владеть телом, разыгрывал друзей, обладая схожестью с Енгибаровым. Он душевно исполняя русские песни, пробовал себя в драматическом искусстве. Успешно окончив школу, юноша легко поступил в Бакинский институт. Но проучившись два года, он понял, что газ и нефть не его стихия, и поехал в Москву. Там окончил авиационный институт и направился на завод 301, где самолёты делал С.А. Лавочкин. В ту пору, это был 1956 год, заводской  коллектив успешно совершенствовал истребитель-перехватчик Ла-250 "Анаконда", оснащённый ракетами "воздух-воздух" с головками самонаведения.

Определили Леона в отдел прочности, но сначала молодой специалист в совхозе "Путь к коммунизму" заготавливал сено. Всё лето он стажировался, получая сельскохозяйственные навыки. Его усердие и старательность были отмечены грамотой. Вернувшись в заводской коллектив, Петросян познакомился с руководителем Петром Павловичем Каряевым и стал заниматься проектированием, динамикой, аэродинамикой, прочностью летательных аппаратов в воздухе.

Когда Леон пришёл на завод, тема Ла-250 не была ещё закрыта, и он успел с ней хорошо познакомиться, а потом молодому человеку было поручено просчитать "рулёжку" 250-й машины-красавца с неплохими лётными данными. В задачу Петросяна входило математическое определение "рулёжки". Другими словами, выяснить,что должен делать лётчик в то самое мгновенье, когда машина набрала максимальную скорость и должна оторваться от земли, какими рулями или элеронами он должен пользоваться. Работу Леона контролировал П. П. Каряев, но отчитывался он перед начальником отдела Н. А. Хейфецом.

Информацию о расчёте "рулёжки" прослушал С.А. Лавочкин. Семён Алексеевич хорошо знал, что под его руководством работает молодой и талантливый динамик Леон Петросян.

Так сложилось, что когда великий конструктор покидал наш мир, рядом с ним на полигоне "Балхаша" был Леон Вагаршакович Петросян. И сейчас, оглядываясь и просчитывая то, что удалось сделать за неполных шестьдесят лет, больше всего он переживает, что в своё время ему не дали довести до ума "Ла-250" и "Бурю".

Эти изделия он считает самыми талантливыми и дорогими. Они напоминают молодость, свежесть и сочность мысли, когда человек не знает усталости и готов работать без отдыха и сна.

Я знаю 80-летнего Л. В.   Петросяна, доктора технических наук, профессора филиала МАИ, отдавшего всего себя родному объединению. Спит он не более шести часов в сутки. Всё остальное время посвящает работе, которую безумно любит. Его волнует проектирование, прочность, аэродинамика, но больше всего динамика изделия. И каждому изделию (а было их за долгую жизнь несколько десятков), он отдал частичку себя.

Кроме того, Петросян — наставник заводских студентов.

На днях Леона Вагаршаковича наградили почётным знаком к 50-летнему юбилею первого полёта Ю. А. Гагарина в космос.

В. КОНКИН.      


 

Комментарии (0)