15 мая 2019 года.
3031

"Космические" люди

16 мая 2014 года
"Космические" люди

Химчанам, кажется, пора уже привыкнуть к визитам космонавтов, однако всякий раз, когда они приезжают в наш город из Звёздного городка, волнуются все, в том числе журналисты, которые задают порой несуразные вопросы.

В четверг на минувшей неделе НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко принимал делегацию "космических" людей, среди которых была легендарная личность Ирина Баяновна Соловьёва, дублёр Валентины Николаевны Терешковой. Она вспомнила, как приезжала в Химки 49 лет назад и встречалась с Валентином Петровичем.

— Те минуты забыть невозможно, — призналась ветеран отряда космонавтов, — я тогда поразилась глобальности конструкторской мысли, способной придумать мощный двигатель, способный оторвать от земли многотонный корабль. И сегодня последователи Валентина Петровича Глушко продолжают развивать его дело, выводя, говоря космическими образами, на новую орбиту ведущие предприятия России по изготовлению уникальных двигателей. Достойная смена!

Главный конструктор первый заместитель исполнительного директора НПО Владимир Константинович Чванов, отдавший космической отрасли 55 лет, подробно рассказал гостям о том, с чего начиналась история жидкостных ракетных двигателей и над чем работает коллектив объединения сегодня:

— Раньше наше предприятие каждый год изготавливало по 350 двигателей для корабля "Союз". Наши изделия проходили испытания здесь же, в Химках, как и сейчас. На жизни горожан это никак не сказывается, потому что стенд, на котором проводятся испытания, сконструирован таким образом, что в атмосферу загрязняющие вещества не попадают. Нашему стенду нет аналогов в мире.

Начальник отдела 725 Владимир Сергеевич Судаков провёл для гостей экскурсию. Здесь находятся образцы двигателей, с первого до последнего. Есть и знаменитая "семёрка" (РД-107), сослужившая добрую службу первому космонавту Земли, и РД-180, двигатель, на котором в США запущена вот уже 51 ракета "Атлас".

— В перспективе, в частности, трёхкомпонентный двигатель РД-701, — сказал главный конструктор НПО, — многоразовые кислородно-керосиновые ЖРД, а также двигатели на метане, двигатели с замкнутым контуром привода турбины, лазерное зажигательное устройство, солнечная энергетическая двигательная установка… Планов у нас много, и над их реализацией идёт интенсивная работа.

— Я впервые здесь, и мне очень интересно узнать, какие двигатели вывели на орбиту тот корабль, на котором я отправился в космос, — признался инструктор-космонавт-испытатель заместитель командира отряда космонавтов Герой России Роман Юрьевич Романенко. — Космонавты, прежде чем отправиться в космос, знакомятся с кораблём на заводе, затем это повторяется, когда мы приезжаем на Байконур, но с двигателями так "плотно" я никогда не знакомился. Тем не менее, у меня всегда было необъяснимое ощущение надёжности двигателей, а теперь оно усилилось.

На вопрос нашего корреспондента, хочет ли Романенко повторить полёт, он ответил:

— Прошёл год и четыре месяца после полёта, а этого мало для того, чтобы снова отправиться в путь в безвоздушное пространство. Для этого нужно как минимум два года, а потом полтора года подготовки, — и в космос. Планируется полёт с моим участием на 2017-й год.

Романенко стартовал на корабле "Союз ТМА-07М" 19 декабря 2012 года. Космонавт принял участие в выполнении пятидесяти экспериментов по российской программе научно-прикладных исследований. 19 апреля 2013 года он совершил выход в открытый космос.

Космонавту 43 года. У него дочь и сын. Анастасии 10 лет. Возможно, она продолжит династию космонавтов Романенко: отец Романа Юрьевича Юрий Викторович совершил три полёта в космос и занесён в книгу рекордов Гиннеса: Юрий Романенко в 1998 году был признан самым опытным космическим путешественником, так как за три полёта провёл в космосе 430 суток 18 часов 20 минут.

Занесено ли имя Романа Романенко в эту книгу?

— Занесено, но не потому что я продолжил династию, — раскрыл секрет журналистам Роман Юрьевич, — в 2009 году я находился на борту станции в "компании" из 14 человек, причём там были две женщины: из Канады и Франции.

Внуку прославленного космонавта дважды Героя Советского Союза Максиму  Романенко 20 лет, и он уже выбрал профессию, не связанную напрямую с космосом. Он будущий финансист.

Гости в завершение визита в Химки встретились с молодёжью НПО: каждый четвёртый сотрудник предприятия относится к категории молодых. Роман Романенко поздравил химчан с приближающимся юбилеем предприятия: оно создано 15 мая 1929 года.

В. КРАСНОЯРСКИЙ.