11 ноября 2017 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

ДАВАЙТЕ БУДЕМ УЧИТЬ ЛУЧШЕ

5 октября 2013 года
ДАВАЙТЕ  БУДЕМ УЧИТЬ  ЛУЧШЕ

Дорога эта мне хорошо знакома. Здесь учится во втором классе моя младшая внучка. Уютное двухэтажное здание со своей инфраструктурой и зелёной прилегающей территорией.

В "Теремке" дети учатся с 1-го по 4-ый классы, а затем их переводят в основное здание лицея № 11. При входе в школу вас встречает охранник, соблюдены все правила противопожарной безопасности, замечательная кухня, спортивный зал — всё, что должно быть в хорошей школе. На дверях класса висит табличка: "Учитель Татьяна Николаевна Овсянникова".

Я заранее дал ей список стандартных вопросов: Как? Что? Почему?

— Казалось бы, простые вопросы, — говорит Татьяна Николаевна, — но пришлось проанализировать свою учительскую деятельность и на кое-что взглянуть по-новому.

Наш разговор превратился, в основном, в монолог. Татьяна Николаевна делилась своими мыслями и наблюдениями о жизни учителя.

— Дорогу эту выбрала сама, потому что учили прекрасные люди и до сих пор вспоминаю их с уважением: Ирэну Рувимовну Зимоглядову, Анну Александровну Елисееву, Татьяну Николаевну Волколову. Начинала педагогическую деятельность с должности старшей пионервожатой, работала и в школе, и в трудовых лагерях. Начальную школу выбрала потому, что дети незаученные, восторженные, открытые -- бери и лепи из них и вместе с ними.

Самое страшное, что у современных детей наблюдается дефицит общения. Они уже в младшем возрасте хорошо знакомы с компьютером. По многим причинам, в том числе и криминогенным, мало общаются со сверстниками на улице, живут в своём виртуальном мире. Дети , пришедшие в первый класс, эгоцентричны и агрессивны. У меня 29 учеников. Они очень разные, многое зависит от семьи, от того насколько грамотно и ответственно подходят родители  к процессу воспитания и образования.

— На что следует обратить внимание родителям при подготовке детей к школе?

— На крайности, которые, к сожалению, нередки. Например, часто задают вопрос: следует ли ребёнка учить читать до школы? Здесь есть противоречие: с одной стороны, программа построена таким образом, что предусматривает обучение чтению; с другой стороны, быть среди читающих детей (а таких 90 процентов) " белой вороной" тоже не здорово. Поэтому следует учить читать, но делать это грамотно, только со специалистами, чтобы избежать тех домашних ошибок, которые учителям потом приходится исправлять. Но не переусердствовать, дабы не отбить охоту к чтению вовсе. Надо готовить детей не к школе, а к жизни. Не натаскивать, а развивать: разговаривать, читать на ночь, водить в музеи, театры, на выставки, обязательно давать возможность общаться со сверстниками, воспитывать усидчивость, внимание, волевые качества. Дети, которые действительно получают такую заботу и поддержку, становятся успешными и в школе, и в дальнейшей жизни.

— Насколько сложна современная система обучения?

— Программа сложная, нагрузка велика, Ребёнок проводит в школе большую часть дневного времени, учитывая внеурочную деятельность, но в тех школах, где предлагаются интересные кружки и факультативы, где нагрузка умело сочетается с отдыхом, где с ребятами занимаются высококвалифицированные и заботливые педагоги,  детям интересно. Они с удовольствием ходят в школу и не устают.

— Как складываются отношения с родителями современных учеников?

— Достичь успеха в воспитании учащихся мне всегда помогали и помогают родители, которых я с первых дней учёбы стараюсь сделать своими союзниками, соучастниками процесса воспитания. Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны.

Вот некоторые из них: родительские собрания, которые стараюсь проводить на актуальные для этого коллектива темы в виде дискуссий, игр;  "дни открытых дверей", то есть посещение уроков, которые являются продолжением, обсуждаемой на родительском собрании темы; проектная деятельность. Костюмы к проекту "Иван Грозный", "Екатерина Великая", "Война 1812 года" сделаны руками родителей. Для проекта "Великая война, великая победа" практически все семьи предоставили материалы из семейных архивов (фото, письма, статьи, награды). Неоценимый вклад внесла семья Андрея Козлова, познакомив детей и всех присутствующих с дневником прадедушки, жителя блокадного Ленинграда Павла Константиновича Захарова, который скончался в осаждённом городе. Постоянные гости — ветераны Великой Отечественной войны, родственники учащихся класса.

В процессе работы над проектом "Причёски" родители подготовили для детей подарок: причесали всех девочек на основе плетения, а мальчикам сделали стильные современные причёски. Проект "От древности к современности" создан благодаря его координаторам Ольге Сергеевне Семёновой и родителям Екатерины Поршневой. Второй год работаем над проектом "Счастливые улыбки". Незаменимыми помощниками стали врачи-стоматологи Анаит Грантовна Хачатрян и Светлана Анатольевна Гудкова. В классе не осталось ни одного ребёнка со стоматологическими проблемами. Благодаря стараниям и инициативе родительского комитета класса в течение двух лет экскурсии проводились 2-3 раза в четверти. Огромен вклад родителей в организацию праздников: музыкальное оформление, декорации, постановка танцев и даже исполнение ролей. Хочется, чтобы родители знали: их здесь ждут и рады сотрудничеству.

— Устраивает ли Вас оборудование класса?

— У нас в классе много техники: интерактивная доска, мультимедийный проектор, но всё это приобретено на спонсорские деньги. Обещанных управлением образования компьютеров мы так и не дождались, хотя являемся активными пользователями . Мы гордимся нашими учениками,  которые создали около 1000 (!) презентаций.

— Что бы хотелось улучшить в начальном образовании школьников?

— Катастрофически не хватает учительских кадров, площадей. К сожалению, в современных новшествах много перегибов. Очень хотелось бы разгрузить учителя.  Много времени отнимает составление отчётов, циркуляров, вообще рутинной работы, а детям нужно, прежде всего, живое общение.

— Ваши пожелания коллегам к Дню учителя?

— С удовольствием поздравляю всех учителей с праздником! Здоровья всем, профессионализма, инициативы и терпения! Кто-то хорошо сказал, что если мы будем учить детей хуже, чем вчера, то мы отнимем у них завтра. Так давайте будем учить лучше!

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 11 Раиса Алексеевна Костяева рассказала, как высоко оценён труд её коллеги, учительницы младших классов Татьяны Николаевны Овсянниковой:

— Она  получила нагрудный знак "Почётный работник общего образования РФ", имеет несколько лауреатских дипломов за участие в научно-практических конференциях на лучшие инновационные проекты, много других наград. Татьяна  Николаевна — это пример содружества учителя, ученика и родителей.

А. ЧЕТВЕРИКОВ.

 

Комментарии (0)