11 ноября 2017 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

ИСКУССТВО И ГЕОМЕТРИЯ

11 августа 2017 года

Прошло более полувека с тех пор, когда руководитель СССР приказал убрать некоторые картины со стен Манежа, где проходила выставка, на которой были представлены работы студии «Новая реальность», чьи авторы отступили от постулатов отечественной реалистической школы.

О той, «бульдозерной», выставке вспоминают непременно, когда речь заходит о современном искусстве, в котором значительное место занимают абстракционисты. Один из ярких нынешних представителей этого направления - Искан Ильязов. Его творения за последние десять лет увидел чуть ли не весь мир, и Москва тоже.

Новую экспозицию художник составил в стенах Музея серебряного века, назвав её «Метаморфозами цветоформ», причём эта тема была усилена оригинальными нарядами, спроектированными модельером Ниной Ковальчук по мотивам девяти абстракций Искана. Каждому, кто пришёл на вернисаж, пришлось включить воображение для того, чтобы приблизиться хоть на йоту к абстрактной геометристике художников. Произошло погружение в мир "сложной простоты" строго прямых, плавно изогнутых или ломаных линий, эллипсов, трапеций – они сочетаются со смелыми цветовыми решениями.

image__kopiya_(2)-1.jpg

- Через свои картины я выражаю всё и ничего одновременно, ведь абстракция, в переводе с латинского, – отвлечение, - поясняет художник, - вот я и отвлекаю людей от всего, что находится вне стен музея, приглашая порадоваться цвету и форме. В них - загадка, которую вряд ли кому-то из жителей планеты под силу разгадать.

У многоцветной «Композиции №114» стоят несколько созерцателей. Как они воспринимают широкие разноцветные полосы, исходящие из одной точки?

image-6.jpg

- Для меня это интересный пример грандиента, - такая мысль возникла у студента филиала «Ракетно-космическая техника» Московского авиационного института Романа Рахманова, - перехода от одного цвета к другому. Возможно, автор написал это произведение в тот момент, когда в его жизни что-то менялось.

- Вижу лучи прожектора, - так толкует опус №114 Кира Гаврилова, член-корреспондент ПАНИ, - лучи вызывают ассоциацию со взглядом.

- Ощущение – как будто я еду по тоннелю 3-го транспортного кольца, или человек выходит из моря, - это взгляд на картину художника Евгения Глобенко,

- Вербально – раннее утро, восход, - это мнение художника Петра Цветкова, который нередко делает эксперименты с абстракциями, и с Исканом они подружились на этой почве. Пётр Цветков дал рекомендацию для избрания художника в Петровскую академию наук и искусств. В Московском отделении ПАНИ – секция художников – одна из самых многочисленных в академии, и абстрактный геометрист вполне вписывается в палитру направлений, в которых сосуществуют мастера-академики.

Напомним, что абстракционизм возник в начале минувшего века, когда началось расслоение кубизма, экспрессионизма и футуризма. «Новые» художники традиционным формами искусства предпочитали свободную игру линий, форм и цветовых пятен. В этом преуспели, к примеру, Василий Кандинский и Казимир Малевич.

Искусствовед Ольга Петрова, которая представилась как "искановед", описала выставку как «яркую, эмоциональную, красивую» жизнь души живописца. Вечер был украшен выступлением оперной певицы, обладающей чудесным сопрано, Татьяны Транза-Вселикой. Она легко превратила пространство зала в сценическую площадку, с которой зазвучали арии из опер. Она тонко использовала работы художников, грациозно дефилируя между ними и авторами, вовлекая в процесс и слушателей.

- Его проекты, по сути, перфоманс как форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время, - сказал Максим Дубаев, вице-президент Творческого союза профессиональных художников, в котором работает Искан Ильязов. – Весьма удачным было недавнее участие Искана в перфомансе в Италии.

Куратор выставки, научный сотрудник музея Елизавета Костаки дала определение выставки как уникальному примеру гармоничного сочетания живописных абстракций со скульптурными образцами не менее абстрактной одежды. С этим можно, пожалуй, согласиться. А ещё это шаг к совершенству, хотя бы и к абстрактному…

Влад Красноярский
Фото Романа Рахманова

Комментарии (0)