15 мая 2019 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

ПРОГУЛКА ПО ИСТОРИИ ХИМОК

3 сентября 2014 года

ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

Монумент защитникам Москвы "Ежи" — место, известное всем химчанам. Есть данные о том, что в октябре 1941 года несколько немецких танков прорвались через наш фронт, дошли по Ленинградскому шоссе до 23 километра и были уничтожены зенитной батареей.

Монумент защитникам Москвы в виде символических противотанковых ежей возведён в 1966 году по проекту архитекторов: А. А. Агафонова, И. П. Ермишина, А. Михе, инженера К. И. Михайлова. Материалы: камень, железо, железобетон. Противотанковые ёжи, несмотря на простоту конструкции, были одними из самых эффективных барьеров, останавливающих наступление танков. Их придумали чешские военные, а генерал-майор Красной армии Михаил Гориккер их усовершенствовал, в документах это изобретение называется "звёздочкой Гориккера". Наезд танка на "ёж" выводил из строя его агрегаты трансмиссии.

ДОРОГА В КОСМОС

Тяжёлыми были и послевоенные годы. Но жизнь в Химках быстро налаживалась. Стремительному развитию Химок способствовало решение правительства СССР создать здесь центр ракетно-космической отрасли. В нашем городе получили постоянную прописку научно-производственные объединения оборонного назначения: КБ "Энергомаш" имени В. П. Глушко — крупнейшая в мире лаборатория по разработке ракетных двигателей межконтинентальных баллистических ракет и ракет-носителей космических аппаратов; МКБ "Факел" имени П. Д. Грушина — головное предприятие по разработке зенитных ракет, включая ракеты для зенитных ракетных комплексов С-75 "Двина",9К33 "Оса", С-125, С-200, С-300 и других; НПО имени С. А. Лавочкина занимается разработкой ракет класса "земля-воздух" и "воздух-воздух", крылатых ракет и широкого спектра космических аппаратов, в том числе лунохода. Кроме военно-космического направления, в городе развивалось направление по разработке лесозаготовительной техники. Головным институтом считался ЦНИИМОД, затем ЦНИИМЭ.

НЕЗАПАМЯТНЫЕ ВРЕМЕНА

Если говорить об истории той местности, где сейчас располагается округ Химки, то нужно начинать с незапамятных времён. На берегу реки Сходня в 60-х годах прошлого века велись археологические раскопки по заданию музея истории Москвы, и в них участвовал учитель истории краевед Иосиф Исаакович Поляк с учениками. Здесь были обнаружены останки древнего человека, найдены орудия труда, которые держали в руках неандертальцы в 11-м тысячелетии до нашей эры. История здешних мест уходит своими корнями в эпоху неолита и палеолита, свидетельства о чём и обнаружены при археологических раскопках.

ПАЛЕОЛИТ — первый период каменного века, время существования ископаемого человека, палеоантропа, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (свыше двух млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до нашей эры.

Неолит — новый каменный век характеризуется отступлением ледника, появлением густых лесов, полноводных рек и озёр.

На берегу реки Сходня найдены неолитические артефакты: браслеты, топорища, резцы, орудия для шлифования. Здесь обнаружены следы селища. Несколько уникальных предметов тех раскопок находятся в музее гимназии № 7.

В 14-15 веках в «Духовной грамоте» Ивана Калиты рассказывается о волости Горетовка. Горетовка включала несколько поселений. В Писцовой книге 16-го века говорится о Горетовом стане и сёлах: Козлово, Петровское, Старбеево, Козмодемьянское; деревнях: Киреево, Ивашково, Красные горки и нескольких пустошах.

В 9-12-м веках река Сходня именовалась Восходня, она была полноводной, по ней ходили суда. После основания Санкт-Петербурга был проложен Питерский тракт, который обусловил развитие и наших мест, на карте появились деревни: Бутаково, Кирилловка и Химки.

КАК КОРАБЛЬ НАЗОВЁШЬ

— так он и поплывёт — эта пословица вспомнилась в связи с топонимикой реки. Получается, что наши предки-земляки дали маху, назвав речку Химкой, потому что от неё остались лишь воспоминания. Плохо назвали.

Топонимика реки связана с несчастьем в жизни крепостной девушки, возлюбленной московского князя. Её звали Химкой. По преданию, она утопилась в реке, когда князь разлюбил её. Вторая легенда гласит: девушка Химка бросилась в воды реки, не выдержав издевательств господ. Есть и третья версия, и она тоже невесёлая: название пошло от слова "химить", то есть бранить. Река была выходом в Москву-реку, но переход при этом был очень сложным, и те, кто сталкивался с необходимостью перебраться из одной реки в другую, причитали и ругались по поводу столь тяжёлого пути.

Река была полноводной, шириной до 50 метров, ну а теперь от неё осталось небольшое водохранилище в районе улицы Опанасенко, рядом с роддомом. Цивилизация прошлась здесь танком…

СНАЧАЛА БЫЛА СТАНЦИЯ ХИМСКАЯ

С 1851 года, когда через эту местность проложили Николаевскую железную дорогу, появилась станция Химская и пристанционный посёлок. Старожилы помнят, как выглядела площадь рядом со станцией: здесь был колхозный рынок, а через железную дорогу построен деревянный мост. Был и вокзал. Он находился на той стороне дороги, где стоит ДК "Родина".

Постепенно посёлок рос и развивался; здесь появились почта, телеграф, трактир, ресторан, аптека, торговые лавки, а чуть позднее — школа, библиотека, лечебное учреждение, пожарная часть. Начала развиваться промышленность: появился кирпичный завод, трикотажная артель, мебельная фабрика, предприятие металлоизделий "Спартак"; немногим позднее — авиационный ремонтный завод. Естественно, что за ростом числа предприятий последовало образование новых посёлков: Лобановский, Чкаловский, Мебельный, Первомайский. В 1937 году Химки получили статус рабочего посёлка, а 26 марта 1939 года — города.

ГРАНДИОЗНОЕ СООРУЖЕНИЕ

В 1937 году было построено грандиозное гидротехническое сооружение канал "Москва—Волга". Он прошёл по юго-восточной окраине рабочего посёлка Химки. Строители канала, приехавшие сюда с разных городов и весей, осели в этой местности. Население окраины резко выросло.

Канал имени Москвы — один из крупнейших в мире. Его протяжённость — 128 километров. Здесь построено 11 шлюзов: один на Волге, семь на трассе канала, три на прилегающем к нему участке Москвы-реки; 11 плотин, из них три железобетонных; 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, мосты, заградительные ворота, грузовые и пассажирские причалы, тоннели, маяки, ряд других сооружений — всего 240 объектов.

Канал был построен за рекордно короткий срок — пять лет: с 1932 по 1937 годы. Он был нужен столице: ей не хватало воды. По расчётам, выходило, что в обозримом будущем москвичи выпьют всю воду из Москвы-реки. Реализации планов по строительству канала помешала Первая мировая, потом гражданская войны.

Канал берёт свое начало на правом берегу Волги у бывшего села Иваньково. В этом месте сооружена бетонная плотина, которая перегородила Волгу, высоко подняв её воды и образовав Иваньковское водохранилище, или Московское море. Море разлилось на 120 километров в длину и 8 — в ширину. Именно из этой гигантской "чаши" и происходит непрерывная "подпитка" канала.

В начале лета 1933 года Главное Управление лагерей (ГУЛАГ) переместило заключённых с Беломорканала, строительство которого к этому времени заканчивалось, в Подмосковье. Дмитлаг стал самым крупным лагерем в стране, через который прошло более миллиона заключённых. Их здесь стали называть каналармейцами. Один из филиалов Дмитлага «Химлаг» располагался на берегу речки Химка, просуществовал он до конца 50-х годов.

На станции Химская стояло одноэтажное здание, где размещалось управление строительством Химкинского участка канала. Участок возглавлял инженер А. В. Будаси. Его потомки живут в нашем округе. На строительстве канала отличились химчане: Шершаков, Кормилицын, Авдеев и Соболев (имена неизвестны).

Земляные работы велись вручную, лопатами и тачкой. Грунт вывозили за кромку канала, наверх. Из-за грунтовых вод людям приходилось работать по колено в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Условия, в которых жили рабочие, вряд ли можно назвать человеческими. В бараках царили грязь и холод. Высушить одежду было негде. Умерших хоронили без гробов в общих ямах.

МОСТЫ И ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Многие химчане считают символом Химок мост через канал. Это первый в нашей стране железобетонный одноарочный мост. Его длина 116 метров. Построен по проекту инженера А. И. Петрова.

Интересна история строительства и автомобильного моста на Ленинградском шоссе. Сначала на его месте был однопролётный стальной мост, его заменили на современный в 1960-м году. Недавно он основательно реконструирован; по сути, теперь здесь два моста: по одному транспорт едет в Москву, а по второму — из столицы.

Отсюда открывается красивый вид на Химкинское водохранилище, по которому ходят суда. В 30-е годы при строительстве канала была возведена громадная земляная плотина, перегородившая речку Химка. Вода реки заполнила вырытый перед плотиной котлован, образовав Химкинское водохранилище. Химкинская плотина — самая большая на всём канале. Её высота — 34 метра, длина —1600. Уровень водохранилища на 36 метров выше уровня Москвы-реки. Этот довольно крутой спуск корабли преодолевают с помощью двух шлюзов: 7-го и 8-го. Под шлюзом № 8 проходит тоннель Волоколамского шоссе длиной 186 метров, а под шоссе в этом месте течёт по трубе река Чернушка, приток реки Химка.

Канал называли "Москва—Волга" первые десять лет, а в 1947 году, в канун 800-летия столицы, он получил новое имя.

"ПРОГУЛКА ПО ХИМКАМ"

Так называется авторская программа на телеканале "Химки-СМИ". Она создана для того, чтобы жители Химок не забывали истории города, а тот, кто приехал к нам недавно и не знает, с чего тут всё начиналось, приобщится к краеведению. Любовь к Отечеству начинается с любви к тому уголку на Земле, где ты живёшь. Кстати, и нелюбовь к Родине, если такое возможно, вырастает из нелюбви к своему городу или деревне. Эта тема для размышления всего нашего химкинского общества: от педагогов и краеведов до журналистов и литераторов. Надо много трудиться для процветания Химок, что мы и делаем.

 Владимир КУЗНЕЦОВ.

Комментарии (0)