15 мая 2019 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

"МОЛЮ О ТЕХ, КОГО ТЫ ДАЛ МНЕ"

23 января 2015 года

На том месте, где стоит город Химки, раньше люди жили в деревнях, сёлах и посёлках. На берегу канала имени Москвы и рядом с Ленинградским шоссе есть интересный уголок Химок. Здесь когда-то было село Космодемьянское. От него остались два памятника архитектуры: храм Козьмы и Дамиана и больница "Белые столбы".

Первое упоминание о нём мы находим в писцовых книгах 16-го века, хотя эта местность на берегу реки Химка была обжита людьми гораздо раньше.

Вотчина Кузьмодемьянское принадлежала шурину Ивана Грозного Борису Годунову. В начале XVIII века Башмаков продал свою вотчину Василию Зотову, сыну дядьки Петра Великого Никиты Зотова. При продаже села Космодамианского в 1703 году в нём было 5 крестьянских дворов; в церкви числились поп Василий и дьячок Иван.

Село стояло на подступах к Москве, и через него прошло немало вражеских полчищ, мечтавших покорить первопрестольную.

— Здесь, — даёт пояснение знаток истории России и Химок Александр Мустафин, — находился лагерь Лжедмитрия 1-го, 2-го, 3-го и ещё десятка наследников, всяких внучатых племянников Ивана Грозного, которые претендовали на царский трон в Смутное время. Поляки преследовали одну цель — стать хозяевами русской земли.

Одно из древних сооружений села Космодемьянское, дошедших до наших дней, — храм Козьмы и Дамиана. По нему обрело название село. В писцовых книгах находим запись о том, что деревянная Козьмодемьянская церковь была уничтожена в 1608-1609 годах отрядами Лжедмитрия 2-го, и церковную землю сдавали на оброк разным людям. По документам Патриаршего Казённого приказа, Башмаков в 1675 году восстановил деревянный храм и получил Космодемьянское из Поместного приказа в вотчину. В истории храма Козьмы и Дамиана особую роль сыграл граф Зотов, отец которого был учителем Петра Великого. Зотов возвёл каменный храм во имя Святой и Живоначальной Троицы с приделом Космы и Дамиана. В приходе состояло 20 крестьянских дворов с населением более 140 душ.

Храм построен в стиле барокко, восьмерик на четверике, без колокольни. Интерьеры каменного храма в Космодемьянском были украшены изящным четырёхъярусным иконостасом с резным Распятием вверху. Нынешний храм сохранил очертания того здания, которое построил Дмитрий Петрович Горихвостов, с именем которого связано возрождение усадьбы и храма. На месте старого храма он возвёл новый в 1820 году.

Этот уголок Химок интересен ещё и тем, что здесь сохранилось ещё одно уникальное сооружение. Знатоки искусства его называют домом Шехтеля, а старожилы Химок — Белыми столбами.

Усадьба Космодемьянское была сожжена во время крестьянских волнений в 1905 году. И в этом же году её приобрёл купец Сергей Павлович Патрикеев. Он и стал последним владельцем усадьбы. Новый дом в стиле модерн был возведён в 1907 году по проекту Фёдора Осиповича Шехтеля. Широкие белые столбы украшали въезд усадьбы, по ним имение и стало называться "Белыми столбами". Здесь семья Патрикеевых проводила летние месяцы. У Сергея Павловича и Александры Игнатьевны Осиповой было шестеро детей: Павел, Ольга, Мария, Александра, Анна и Владимир. После Октябрьского переворота усадьба перешла в собственность народа.

Здание выгодно выделяется на фоне современной архитектуры. Это сооружение с башенками отдалённо напоминает нам здание Ярославского вокзала. Фёдор Осипович Шехтель был одним из ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве.

— Это здание выполнено в стиле модерн, — поясняет главный хранитель Химкинской картинной галереи Анна Шарыгина, — и представляет собой образец рационалистического периода творчества Шехтеля. Для него характерно смешение разных объёмов: фасад не гладкий, окна и колонны как бы играют, то выступая, то уходя в глубь пространства. Круглые башни переходят в кубы. И внутри здание пропитано модерном, правда, интерьеры не перегружены обилием, например, растительных орнаментов. Отлично сохранившийся Шехтелевский витраж во всю высоту фасада тоже выполнен лаконично. Простое обрамление лестницы. Своды в коридорах напоминают сросшиеся ветки деревьев, которые и образовали своды. Здесь во всём чувствуется изысканный вкус архитектора. Всё гармонично сочетается.

Фёдор Шехтель родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Шехтеля. Отец умер, когда Фёдору шёл шестой год. Его мать Дарья Карловна воспитывала семерых детей. Семья переехала в Саратов, затем в Москву. Мать стала экономкой в доме купца Павла Третьякова. В этом доме Фёдор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. В 1875 году Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не позволила ему получить образование. В 1894 году Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя. Проектировал и строил особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни и даже бани, создавал уникальные интерьеры.

Одними из лучших работ Шехтеля в Москве считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской. Он перестроил Художественный театр в Камергерском переулке. За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награждён серебряной медалью. В 1901 году Шехтель удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В 1906-1907 годах по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала.

С 1906 по 1922 годы Фёдор Шехтель был председателем Московского архитектурного общества. Гениального архитектора и профессора, прославившего Россию за рубежом, Ф. О. Шехтеля, который спроектировал и построил более 80 сооружений в Москве и по всей стране, человека, который принёс много пользы стране и после Октябрьского переворота 1917 года, ожидала унизительная старость. Назначенной по ходатайству А. В. Луначарского пенсии катастрофически не хватало даже на лекарства, тяжело больной великий архитектор голодал и жил в нищете.

Последние годы прожил в коммуналке у дочери Веры на Малой Дмитровке. Его внук Вадим Тонков стал известным артистом, создавшим на сцене юмористический образ Вероники Маврикиевны. Умер Федор Осипович Шехтель 7 июля 1926 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Я встретился с Еленой Владимировной Михайловой (Патрикеевой), внучкой Сергея Павловича Патрикеева, которая хранит память о добропорядочном семействе Патрикеевых: — Мой отец Владимир Сергеевич Патрикеев погиб в Великую Отечественную войну, и я его совсем не помню. Об этом загородном доме моего деда, о том, как здесь была налажена жизнь, я знаю немало, прежде всего, от старшей сестры моего отца схимонахини Иоанны. Семейство Сергея Павловича жило по милосердным законам, стараясь помочь всем больным и страждущим. Милосердие здесь как будто пустило корни, ведь и сейчас здесь больница.

— Вы ведь тоже врач?

— Да, эндокринолог, работаю в Москве. И не я одна из потомков Патрикеева выбрала эту благородную профессию.

Летом 1918 года в усадьбе был организован санаторий для больных туберкулёзом. Тем же летом сюда на лечение приезжал Ленин и приказал провести в здание электричество. Осенью 1921 года помещения здравницы получили электрический свет и конный транспорт.

— Здание выполнено в стиле модерн, — поясняет главный хранитель Химкинской картинной галереи Анна Шарыгина, — и представляет собой образец рационалистического периода творчества Шехтеля. Для него характерно смешение разных объёмов: фасад не гладкий, окна и колонны как бы играют, то выступая, то уходя в глубь пространства. Отлично сохранившийся Шехтелевский витраж во всю высоту фасада тоже выполнен лаконично. Простое обрамление лестницы.

— Насколько я знаю, ваша галерея сотрудничает с коллективом больницы. И это приносит свои плоды?

— В 1996 году, — поясняет А. В. Шарыгина, — наши переговоры с главным врачом больницы заслуженным врачом России А. Г. Сухининой привели к тому, что больница принесла в дар галерее две картины Виктора Батурина: "Таинственный остров" и "Домик в лесу". Они требовали значительной реставрации, особенно вторая: на изображении неба был огромный прорыв, пострадал красочный слой. На реставрацию картин выделила деньги администрация города.

Виктор Павлович Батурин родился 1 октября 1863 года в селе Становое Тульской губернии. Учился в школе для крестьянских детей, затем был принят в реальное училище в Орле. Здесь впервые проявилась его тяга к рисованию. В 1888 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Владимир Мясоедов представил Батурина Архипу Куинджи, которому Виктор показал свои этюды. Куинджи обнял Виктора Павловича и сказал: "Осенью приезжайте прямо ко мне в мастерскую". Учёба сорвалась: не было денег на жизнь в Петербурге. Батурин умер 14 октября 1938 года в 75 лет.

Дом Шехтеля простоял 107 лет, и ни разу за это время его не реставрировали.

— В 1992 году был разработан проект реставрации памятника архитектуры в мастерской "Моспроекта-4", но ему не было суждено осуществиться. В 1996 году студент Московского архитектурного института химчанин Сергей Можаев выполнил дипломную работу — проект по восстановлению усадьбы, — говорит А. В. Шарыгина.

С внучкой Патрикеева поддерживает тесную связь химкинский краевед Ольга Николаевна Васильева, которая "вышла" на внучку Сергея Павловича следующим образом:

— Я работала, собирая материал, в Московском историческом архиве. Там на одном из заседаний московских краеведов узнала от библиографа Исторической библиотеки Ирины Андреевны Гузеевой о том, что в 1999 году вышел в свет сборник воспоминаний в том числе о схимонахине Иоанне "Молю о тех, кого ты дал мне". Благодаря этой книге, я и нашла Елену Владимировну. Она очень похожа на своего отца.

В. КРАСНОЯРСКИЙ.

Комментарии (0)