24 ноября 2017 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

КАК СДЕЛАТЬ ЧТЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЬЮ?

26 июля 2013 года

В детстве я была оставлена на попечение бабушки Лидии. Когда мне было 4 года, она решила заняться моим образованием. В дело пошли буквари и обучающие раскраски, книги со стихами Агнии Барто, сказки Пушкина. В то время я только училась читать по слогам и боялась признаться, что удовольствия мне это не приносит. Но бабушка постоянно говорила мне: "Если ты научишься чему-то сейчас, уроки в школе покажутся намного легче".

В начальных классах я получала одни пятёрки, но ничем не отличалась от других ребят. Всё-таки было одно маленькое исключение: обязательную школьную литературу, которую учителя щедро раздавали огромными списками, я прочитывала за лето. Мои одноклассники еле-еле осиливали две-три книжки.

На протяжении школьной жизни я бережно брала в руки книгу и читала медленно от корки до корки. Находила в этом что-то забавное и могла отвлечься от проблем, не думать о двойке по алгебре, создать для себя идеального героя или "примерить" на себя образ ревнивой Анны Карениной.

Сейчас же становится грустно и обидно, когда узнаёшь, что молодёжь понятия не имеет о том, что такое художественная литература, что мой десятилетний сосед Валентин и его старшая сестра Ольга увлечены новеньким айпэдом. А восьмиклассники из родной школы собираются провести лето на даче в обнимку с ноутбуком и модемом, чтобы всегда оставаться онлайн. Винить кого-либо в этой ситуации глупо. Ни родители, ни учителя не смогут решить  проблему.

Те, кто рос в девяностые, понятия не имел о гаджетах. Для нас это было фантастикой, и мы находили другие развлечения,  кормили зверюшку в "тамагочи" или собирали кирпичики в тетрисе. А в свободное время почитывали книжки и узнавали что-то новое из энциклопедий. В те времена, казалось, всё было пропитано добром и светом. И детство было таким же.

За пару десятилетий ценности изменились. Все мы знаем, что лучший подарок — это книга. Но кто дарит книги сейчас? Если преподнести томик А. П. Чехова тому же десятилетнему соседу Валентину, он, конечно, улыбнётся и скажет "спасибо". Но стоит вам отвлечься, как книга будет запрятана глубоко в тёмный шкаф. Там, как известно, обитают детские страхи — монстры и синие леприконы. Они сотрут из памяти ребёнка информацию о существовании этой книги, которую после прочтения можно было бы поставить на полку в серию "Золотая литература".

Школьная программа по литературе как гроб: в нём хоронят гуманитарные предметы  — один час русского и литературы в неделю — это нормально? Есть факт и похуже, скажем,  повторение правил, чтобы сдать ЕГЭ. Здесь не требуется знания текстов, ученику не нужно думать — достаточно поставить галочку в правильном месте и получить пару дополнительных баллов…

К счастью, есть школьники, которые "пропадают" в книжных магазинах и живут ожиданием встречи с новыми героями на страницах, таких же интересных, как сама жизнь.

Возможно, любовь к очередным томикам передалась им от родителей: у них есть дома большая библиотека.

Чаще всего человек приходит к литературе постепенно: он не может проснуться и тут же схватить в руки роман или новеллу. Всё зависит от его духовных потребностей. Мы нуждаемся в беседе с автором, когда хотим понять или быть понятыми, когда хотим чуточку изменить себя или окружающий мир. Так почему бы не сделать чтение хорошей литературы привычкой?

Даша КЁЛЛЕР, студентка 3-го курса факультета журналистики МГУКИ.

Комментарии (0)