15 мая 2019 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

ГРАБАРОВКА

20 февраля 2015 года

Летом 1946-го или 1947 года я пошла к своей учительнице Клавдии Ивановне Молодцовой, проживавшей в бараке Грабаровского посёлка. Увиденная картина потрясла меня убогостью и нищетой.

Слова "Грабаровский посёлок" вызывают в памяти отрывочные воспоминания об этой части города. Летом 1948-го или 1949-го годов месяца полтора моя подруга Вера и я встречали вечером в конце Грабаровского посёлка с пастбища корову. Коровой владели родственники Веры. Она хорошо знала дорогу домой и торопилась пройти посёлок, мы же еле поспевали за ней. В начале берёзовой аллеи корова сбавляла шаг.

Когда я училась в неполной средней школе № 5, то часто класс слышал от учителей: "Будете плохо учиться — пойдёте в ФЗУ!". ФЗУ (фабрично-заводское училище) находилось в Грабаровском посёлке. Здесь же была бараночная фабрика, где пекли хлеб, вкусные баранки, сушки, пряники — всё это пользовалось огромным спросом в Химках и Москве.

Посёлок был построен узкой полосой между Октябрьской железной дорогой и забором завода № 84 (№ 456, НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко). Начинался он около берёзовой аллеи и оканчивался у каменного моста, ровесника Октябрьской железной дороги, встречаясь с нынешней улицей Репина.

Улица Репина — часть старинной просёлочной дороги, которая соединяла деревню Кобылья Лужа (Новая Лужа, Родионово), что стояла на Петербургском (Ленинградском) шоссе, с селом Петровское - Лобаново, оканчиваясь приблизительно у лобановской школы. Дорога шла по "задам" завода № 84. В начале 20-х годов 20-го века, где построили Грабаровский посёлок, рос лес, место было сырое и болотистое. Посёлок от завода отделяли булыжное шоссе (сегодня улица Заводская) кювет, грунтовый тротуар вдоль посёлка. Посёлок и шоссе в двух или трёх местах пересекали железнодорожные ветки, идущие на территорию завода. Шлагбаумы около железнодорожных веток предупреждали об опасности.

Посёлок строился в начале 30-х годов 20-го века вместе с заводом № 84. В то время земляные работы выполняли грабари (землекопы). Грунт вывозили на тачках и на грабарках. Грабарка — узкая длинная телега с низкими длинными бортами. Лошадь - тяжёловес везла её. Грабари были первыми жителями барачного посёлка, названного в честь первых строителей "Грабаровским". Затем в посёлке поселились работники разных специальностей.

После установления в Испании фашистской власти во главе с Франко в СССР вывезли многих детей республиканцев. Часть испанских подростков во второй половине 40-х годов 20-го века поселили в Грабаровском посёлке и в одном из домов на улице Пушкина. Испанцы работали на заводе № 456. Грабаровский посёлок — огромное количество бараков, стоящих рядами. Ко многим были проложены тесовые мостки, чтобы не утонуть в грязи. Между бараками стояли деревянные сооружения с буквами "М" и "Ж". Выгребные ямы очищали периодически ассенизаторы. Воду брали из водонапорных колонок, стоящих тут же у бараков.

Во Франции до конца 17-го века бараки служили для временного размещения кавалеристских частей, в дальнейшем — для размещения войск и рабочих. В России в 19-ом веке в результате появления фабричного промышленного производства строились бараки для проживания рабочих мануфактур. "Архитектура бараков многообразна, зависит от того, для кого их строили, от климата, наличия доступных и дешёвых стройматериалов, грунта площадок, числа жильцов и много другого.

Типовой барак в Химках — это деревянное одноэтажное длинное сооружение под двухскатной крышей с засыпными оштукатуренными наружными стенами, с входами в торцах здания. Засыпались стены шлаком, опилками, землёй или смесью из этих материалов. От торца до торца посередине барака шёл коридор шириной около 2,5 метра. Справа и слева друг против друга были двери, входы в комнаты. Комнат могло быть 20 - 30. От пола до потолка — приблизительно 2,5 метра. Деревянный пол приподнят над землей. Межкомнатные стены были, как правило, фанерные.

В комнате напротив двери было широкое и высокое окно с двойными рамами. Почти в центре комнаты стояла кирпичная печь. Площадь комнаты — 12 - 15 квадратных метров. В комнате размещалось всё: кухня, детская, столовая, спальня, прихожая. В такой комнате жила семья, в среднем 4 человека. В бараке было только электрическое освещение.

Из Москвы до конца улицы 5-ое Декабря (сегодня улица академика П. Д. Грушина) круглый год ходил бы автобус № 221, если бы на булыжном шоссе посёлка не было множества рытвин и ухабов, да непролазной грязи.

Во второй половине 50-х годов 20-го века завод № 456 ждал приезда Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва. Срочно на месте старого шоссе Грабаровского посёлка построили добротное шоссе. Н. С. Хрущёв "подарил" химчанам восемь жилых домов, которые стоят и поныне. Были выделены средства на их строительство. Людей стали выселять из бараков в благоустроенные дома. К 70-му году 20-го века в Химках почти все бараки снесли.

В бывшем Грабаровском посёлке появились вместо бараков автомобильные гаражи, склады, ангары и что-то ещё за высокими сплошными заборами. Построены на улице Заводская ресторанчики и магазинчики. Появилась улица Рабочая, идущая вглубь построек. Выросли на Заводской позади НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко другие предприятия. Забор НПО "Энергомаш" прерывается асфальтированной дорогой, ведущей к гостинице и ресторану, о чём сообщают указатели.

По улице Заводская ходит городской автобус № 14 от железнодорожной станции "Химки" до деревни Ивакино. Но эта часть города остаётся серой и безрадостной.

Н. ШАРОНОВА, химчанка.

Комментарии (0)