15 мая 2019 года.
народная газета химкинского округа
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

ЛЁТЧИЦЫ

1 августа 2014 года

В Советском Союзе 28 апреля 1933 года был установлен День Военно-Воздушного Флота СССР (День авиации), день празднования — третье воскресенье августа. В этот день на одном из московских аэродромов, например, Тушинском или Домодедовском, проводился парад воздушных сил.

Лучшие лётчики страны на новейших для своего времени машинах различного типа показывали фигуры высшего пилотажа: "бочку", "петлю Нестерова", "штопор" и другие. Также показывали имитацию воздушного боя. Самолёты взмывали "свечкой" вверх, камнем падали вниз до самой земли. Низко над землёй проносились строем, перестраиваясь. В конце парада с неба на аэродром медленно и торжественно опускались парашютисты на ярких парашютах. Аэросалон в городе Жуковский сегодня — это преемник советского авиационного парада.

Чтобы на параде демонстрировались новейшие образцы авиационной техники и своё мастерство показывали пилоты, тысячи учёных, трудящихся работали, не жалея сил. Во многом способствовали развитию авиации лётчики, которые устанавливали рекорды высоты, дальности перелётов, скорости на различных типах самолётов.

24-25 сентября 1938 года на самолёте "Родина" (АНТ-37) экипаж в составе: Валентина Степановна Гризодубова, командир; Полина Денисовна Осипенко, второй пилот; Марина Михайловна Раскова, штурман самолёта; совершили беспосадочный перелёт (дальность перелёта 6450 километров) за 26 часов 29 минут на маршруте Москва — Дальний Восток (район Комсомольска-на-Амуре), установив женский международный рекорд дальности полёта. Каждому члену экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза. В подготовке этого перелёта лётчицам помогал В. П. Чкалов.

Кто же эти женщины?

Валентина Степановна Гризодубова (18 (31).01. 1910 — 28.04.1993) родилась в Харькове в семье С. В. Гризодубова (1884 -1965), одного из первых русских лётчиков и авиаконструктора. После окончания Пензинского аэроклуба Гризодубова работала в ГВФ. В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила пять женских мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности перелётов. С 1936 года — в РККА. Член КПСС с 1941 года. В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы) с марта 1942-го — командир 101-го авиационного полка дальнего действия (позднее 31-го гвардейского авиационного пока). За время войны совершила свыше 200 боевых вылетов, в том числе132 ночных. С 1946 года в отставке; работала в Гражданской авиации. Герой Социалистического труда. Награждена орденом Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-ой степени, Красной Звезды и медалями.

Полина Денисовна Осипенко родилась 25.09.1907 в селе Новоспасовка (ныне село Осипенко) Бердянского района Запорожской области. Окончила Качинскую авиационную школу, служила в истребительной авиации младшим лётчиком, командиром звена, с 1939 года майор. Член КПСС с 1932 года. Установила пять международных рекордов, в том числе вместе с М. М. Расковой и В. Ломако совершили беспосадочный перелёт Севастополь — Архангельск на гидросамолёте, протяжённостью 2416 километров за 10 часов. Погибла при исполнении служебных обязанностей 11 мая 1939 года, похоронена у Кремлёвской стены. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Марина Михайловна Раскова родилась 15.03.1912 в Москве в семье педагогов. С 1932 года работала в аэронавигационной лаборатории Академии воздушного флота имени Н. Е. Жуковского. В 1934 году получила звание штурмана в Центральном учебном комбинате ГВФ. Окончила школу пилотов. С 1932 года в Красной Армии. В 1939 году Раскова написала книгу "Записки штурмана". Во время Великой Отечественной войны командовала авиагруппой по формированию женских авиаполков. С января 1942 года — командир женского бомбардировочного авиаполка, майор. Погибла при исполнении служебных обязанностей 04.01.1943 близ города Саратов. Похоронена у Кремлёвской стены. Награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной Войны 1-ой степени (посмертно).

В Химках между улицами: Спартаковская, Калинина, Московская, Ленинградская — сохранились по одному дому улиц Расковой и Осипенко. Со временем меняется облик города, но очевидно, необходимо сохранить имена всемирно известных лётчиц — героев Советского Союза в названиях полноценных улиц, с памятными досками и установить памятник каждой лётчице или один памятник трём.

Не ради личной славы устанавливали советские ассы рекорды, а ради мощи нашей страны. Когда 9 мая над Химками пролетают самолёты на парад на Красную площадь медленно, чуть не задевая высокие здания, невольно устремляется взор в небо и охватывает чувство гордости за мощь нашей авиации.

Н. ШАРОНОВА, пенсионерка

Комментарии (0)